О министерстве

Департамент региональной безопасности Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим реализацию полномочий Правительства Нижегородской области в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, а также в рамках своей компетенции мероприятия в области противодействия терроризму, общественной, экономической безопасности и правопорядка.

Символика

Функции

ФУНКЦИИ ДЕПАРТАМЕНТА

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

1. В области обеспечения общественной безопасности и правопорядка, противодействия терроризму, информационной, экономической безопасности на территории Нижегородской области:

1.1. Осуществление взаимодействия с органами прокуратуры, юстиции, органами внутренних дел, судами в целях обеспечения общественной безопасности и правопорядка, противодействия терроризму, информационной, экономической безопасности в Нижегородской области.

1.2. Осуществление организационного обеспечения деятельности антитеррористической комиссии в Нижегородской области. Организация взаимодействия с Национальным антитеррористическим комитетом, руководителями и аппаратами антитеррористических комиссий в органах местного самоуправления Нижегородской области, руководителями предприятий по вопросам антитеррористической защищенности объектов критически важной инфраструктуры, мест массового пребывания людей в рамках полномочий, определенных Положением об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации.

1.3. Организация деятельности постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Нижегородской области в целях реализации задач, возложенных на указанный коллегиальный орган.

1.4. Обеспечение координации взаимодействия антитеррористической комиссии в Нижегородской области с руководителями и аппаратами антитеррористических комиссий в органах местного самоуправления Нижегородской области по организации и реализации мероприятий  в сфере противодействия идеологии терроризма.

1.5. Обеспечение деятельности межведомственных комиссий, рабочих групп по вопросам профилактики правонарушений  в соответствии с нормативными правовыми актами Нижегородской области, содействие в установленном порядке деятельности иных совещательных коллегиальных органов в сфере деятельности Департамента.

1.6. Разработка и реализация в установленном порядке государственных программ (планов, дорожных карт), направленных на укрепление законности и правопорядка в сфере общественной безопасности.

1.7. Осуществление функций по рассмотрению уведомлений о проведении публичных или иных массовых мероприятий (кроме спортивных) в соответствии с действующим законодательством.

1.8. Организация взаимодействия с добровольными объединениями граждан, участвующими в охране общественного порядка, в соответствии с действующим законодательством.

1.9. Организация работы по технической защите информации, осуществление контроля за ходом работ по технической защите информации в органах исполнительной власти Нижегородской области, взаимодействие с органами местного самоуправления Нижегородской области и организациями, уполномоченными осуществлять мероприятия по данному направлению деятельности.

1.10. Своевременное и достоверное информирование Правительства Нижегородской области о состоянии экономической безопасности, причинах и условиях возникновения угроз экономическим интересам Нижегородской области. Оказание содействия органам исполнительной власти Нижегородской области и органам местного самоуправления в изучении надежности и деловой репутации юридических и физических лиц, претендующих на вступление в экономические отношения с Нижегородской областью.

1.11. Участие в подготовке и рассмотрении проектов соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Нижегородской области, проектов межрегиональных соглашений, проектов соглашений с иностранными государствами, проектов соглашений между Правительством Нижегородской области и различными хозяйствующими субъектами по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, и подготовка соответствующих заключений, а также необходимых аналитических и справочных материалов к ним.

1.12. Проведение мониторинга экономической деятельности предприятий и организаций, участвующих в реализации экономических проектов Правительства Нижегородской области.

1.13. Осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по предупреждению действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

1.14. Осуществление мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, претендующих на получение государственной поддержки, в соответствии с поручениями Губернатора и Правительства Нижегородской области.

1.15. Проведение в пределах своей компетенции мероприятий по выявлению и предупреждению нарушений, связанных с нецелевым и неэффективным использованием средств областного бюджета.

1.16. Взаимодействие с государственными органами надзора и контроля, участие в проведении (совместно с государственными органами надзора и контроля) комплексных проверок муниципальных образований, объектов экономики, учреждений и организаций по вопросам, отнесенным к ведению Департамента, осуществление иных проверок по поручениям Губернатора и Правительства Нижегородской области.

1.17. Осуществление внутреннего финансового контроля за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составлением бюджетной отчетности и ведением бюджетного учета Департамента и подведомственных ему государственных учреждений, указанных в подпункте 3.2.2 пункта 3.2 настоящего Положения.

1.18. Осуществление проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

1.19. Осуществление внутреннего финансового аудита в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности; подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета; подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

2. В области гражданской обороны, защиты населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности граждан на водных объектах на территории Нижегородской области:

2.1. Осуществление взаимодействия с ГУ МЧС России по Нижегородской области по вопросам реализации Соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Нижегородской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 года № 259-р, включая финансовое и материальное обеспечение переданных полномочий.

2.2. Осуществление функций учредителя в порядке, установленном действующим законодательством, в том числе координация и контроль деятельности следующих государственных учреждений и организаций Нижегородской области:

- государственного казенного учреждения Нижегородской области "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области";

- государственного образовательного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Центр подготовки спасателей Нижегородской области";

- государственной бюджетной образовательной организации дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области имени Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова". 

2.3. Участие в пределах полномочий Департамента в разработке плана гражданской обороны и защиты населения Нижегородской области.

2.4. Обеспечение деятельности комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области.

2.5. Участие в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций, управлению рисками, их смягчению, снижению последствий чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, поддержанию устойчивого функционирования объектов экономики и выживанию населения в военное время.

2.6. Разработка и реализация в установленном порядке государственных программ (планов, дорожных карт) в области мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на территории Нижегородской области, целевого финансового резерва для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

2.7. Осуществление в установленном порядке функции государственного заказчика по закупке товаров, работ, услуг в целях решения задач, возложенных на Департамент, и в целях реализации государственных программ Нижегородской области в области мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на территории Нижегородской области.

2.8. Является субъектом бюджетного планирования, в том числе в отношении государственных учреждений, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения.

2.9. Организация эксплуатации объектов, переданных Департаменту в оперативное управление, а также содержание закрепленных за ним помещений, оборудования и прилегающей территории в надлежащем состоянии. Формирование и утверждение текущих и перспективных планов, а также проектно-сметной документации на капитальный и текущий ремонт, организация реконструкции и ремонта объектов, переданных Департаменту в оперативное управление.

2.10. Осуществление функции заказчика (застройщика) при инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, а также при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства. 

2.11. Организация и осуществление проверок выполнения объектами регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера требований действующего законодательства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях и объектах, расположенных в Нижегородской области.

3. В области организации работы аналитического центра в кризисных ситуациях в рамках функционирования единой системы оперативно-диспетчерского управления Нижегородской области:

3.1. Подготовка информационно-аналитических материалов для докладов Губернатору Нижегородской области, Председателю Правительства по первоочередным, внезапно возникающим, сезонным, другим особо важным ситуациям и сбоям в вопросах жилищно-коммунального хозяйства, влияющих на обеспечение нормальных условий жизнеобеспечения населения области.

3.2. Взаимодействие с ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Нижегородской области" (центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Нижегородской области), центральной дежурно-диспетчерской службой государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области" в рамках Единой системы оперативно-диспетчерского управления Нижегородской области. Контроль организации оперативного взаимодействия дежурно-диспетчерских служб (дежурных служб) в рамках Единой системы оперативно-диспетчерского управления при координации действий органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций во время ликвидации крупных и наиболее значимых аварийных и чрезвычайных ситуаций.

3.3. Организационное обеспечение деятельности координационного совета территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Нижегородской области в сфере предупреждения, защиты населения и территорий от чрезвычайных (аварийных) ситуаций, нарушений режима работы жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения.

3.4. Осуществление контроля организации и функционирования подвижного пункта управления и связи Губернатора и Правительства Нижегородской области при ликвидации крупных аварий, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных (аварийных) ситуаций.

3.5. Круглосуточный контроль организации оперативно-диспетчерского управления на территории области, эффективности деятельности и организация взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, связанных с обеспечением нормальных условий жизнедеятельности населения в повседневной деятельности, а также во время обильных снегопадов, гололеда, экстремальных погодных явлений, паводка и в пожароопасный период.

4. В области мобилизационной подготовки и мобилизации:

4.1. Руководство и методическое обеспечение мобилизационной подготовки органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления Нижегородской области и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения.

4.1-1. Обеспечение исполнения Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

4.2. Разработка документов мобилизационного планирования Нижегородской области.

4.3. Проведение мероприятий по мобилизационной подготовке экономики Нижегородской области.

4.4. Проведение во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти мероприятий, обеспечивающих выполнение мобилизационных планов.

4.5. При объявлении мобилизации проведение мероприятий по переводу экономики Нижегородской области на работу в условиях военного времени.

4.6. Оказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая организацию и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти Нижегородской области и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечение представления отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4.7. Координация  и контроль проведения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Нижегородской области и организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, мероприятий по мобилизационной подготовке, а также методическое обеспечение этих мероприятий.

4.8. Организация воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области в Правительстве Нижегородской области, должности руководителей органов исполнительной власти Нижегородской области и их заместителей, и иных органов исполнительной власти Нижегородской области, кадровое обслуживание которых осуществляет управление государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области.

4.9. Организация взаимодействия с органами военного управления в области призыва граждан на военную службу.

4.10. Внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации.

4.11. Участие в планировании мероприятий территориальной обороны Нижегородской области.

5. В области обеспечения выполнения законодательства Российской Федерации о защите сведений, составляющих государственную тайну:

5.1. Осуществление мероприятий по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в Правительстве Нижегородской области, органах исполнительной власти Нижегородской области.

5.2. Осуществление мероприятий по обеспечению режима секретности в Правительстве Нижегородской области, органах исполнительной власти Нижегородской области (далее - режим секретности), не имеющих в своей штатной структуре режимно-секретных подразделений.

5.3. Осуществление организации и ведения секретного делопроизводства в пределах своей компетенции.

5.4. Организация и обеспечение в установленном порядке допуска должностных лиц, государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Нижегородской области к сведениям, составляющим государственную тайну.

5.5. Оказание методической и консультативной помощи в сфере защиты государственной тайны и информационной безопасности органам исполнительной власти Нижегородской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области.

5.6. Контроль состояния режима секретности в органах исполнительной власти Нижегородской области и подведомственных им учреждениях.

6. Разработка в установленном порядке законопроектов, проектов правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.

6.1. Осуществление функции главного администратора доходов бюджета.

7. Обеспечение своевременного и качественного рассмотрения в установленном порядке обращений граждан и юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

8. Организация и обеспечение деятельности по созданию условий, обеспечивающих правильное использование специальной документальной связи и соблюдение режима секретности при обращении со специальной документированной информацией.

9. Осуществление иных функций для решения возложенных на Департамент задач в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области.

Права

Департамент в целях выполнения возложенных на него задач имеет право:

1. Разрабатывать и вносить в установленном порядке на рассмотрение Губернатора и Правительства Нижегородской области предложения по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.

2. Подготавливать законопроекты и проекты правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.

3. Запрашивать в установленном порядке у территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления Нижегородской области, организаций и граждан информацию, сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на Департамент задач и функций.

4. Созывать в установленном порядке совещания, семинары, сборы с привлечением руководителей и специалистов органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления Нижегородской области, иных органов и организаций независимо от формы собственности.

5. Образовывать в установленном порядке для решения отдельных задач координационные и совещательные органы (комиссии, рабочие группы, коллегии, экспертные советы, общественные советы), в том числе межведомственные, с привлечением представителей органов государственной власти, а также организаций в установленной сфере деятельности.

6. Издавать приказы, оперативные распоряжения и поручения в соответствии с действующим законодательством. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения и др.) утверждаются приказами Департамента. Издание актов в виде писем и телеграмм не допускается.

7. В рамках осуществления организационного и документационного обеспечения деятельности антитеррористической комиссии Нижегородской области и взаимодействия с Национальным антитеррористическим комитетом, оперативным штабом в Нижегородской области, антитеррористическими комиссиями в муниципальных образованиях Нижегородской области, использовать бланк антитеррористической комиссии Нижегородской области с символикой Национального антитеррористического комитета.

8. Учреждать в установленном порядке награды Департамента и награждать ими организации, физических лиц за достигнутые успехи в сфере деятельности, относящейся к компетенции Департамента.

9. Привлекать при необходимости сотрудников правоохранительных органов, специалистов, экспертов учебных, научных и научно-исследовательских организаций для проработки отдельных вопросов в рамках компетенции Департамента.

10. Обращаться в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в судебные органы с требованиями о взыскании задолженности по денежным обязательствам с получателей средств, выделенных из областного бюджета на обеспечение реализации мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности граждан на водных объектах на территории Нижегородской области, а также в защиту интересов Нижегородской области в пределах предоставленных полномочий.

11. Распоряжаться в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области имуществом, находящимся в собственности Нижегородской области, закрепленным за Департаментом.

12. В установленном порядке участвовать в создании государственных учреждений и осуществлять функции учредителя в соответствии с распоряжениями Правительства Нижегородской области.

13. Пользоваться информационными банками данных Правительства Нижегородской области в порядке, установленном законодательством Нижегородской области.

14. Осуществлять иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, необходимые для решения задач и выполнения функций Департамента.